Форма входа

Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15


Воскресенье, 19.05.2024, 00:00
Главная » 2009 » Июнь » 18 » психология гос (1-10)
психология гос (1-10)
20:17
Билет 1.
 1.Д. структура.
Д – ть – активность чел. Направленного на достижение сознательно поставленной цели, связанной с удовлетворениями его потребностей и интерес на выполнение треб – ий общества, государства.
Структура Д – ти: цели и мотивы, действия.
Всякая Д. определ. ??? д. вызыв. Мотивами, которое побудили чел-ка поставить цель. 
Цель – то, ради чего действ. Чел.
Мотив – то, почему дейст. чел. , форма проявл. Потребн – ти, побуждения, к ??? д – ти.
 Действие – отдельный акт деят – ти.
Действия бывают осознанные и импульсивное. Осознанное действие если поставлена и осознана цель, намечен. на рядок действий и предполагаются полагаются результаты действия. Импульсивное д. произв. под. Влиянием сильных чув – в, сильнодейств. Раздрожителей. различают действия практич-е. и умств. они тесно связаны между собой. Практич. имеют место при восприятии , на их основе возник. Умств. действия. Действия чел. неотдельными от реч. д – ти. она регулир. Поведение и д – ть чел. 
Пр: Имп. –вспышка разгнев. Чел.

2.Д. психология. История. Условия вознекновения.
План: Понятие;истоки д. психологии; предпосылки выделенные в самостоят. Науке; история развития д. психологии.
Д. пс-я- отрасль психологии, в которой изучают особенности формирования, детской психике, её закономерности и факты проявления.
Истоки. Психологи древней Греции Аристотель и Демокрит впервые говорил об отличии психики взрослого и ребенка. В 18-19 в дневниках песталоцце и первых учебниках шварца был сделан системный отборфакторов о детской психике.
Основоположник детской психологии Прейер в учения «Душа ребенка» в 1882г изложил единый подход к проблеме детской психики (физ., псих., пед.)
Предпосылки. 1)Требования педагогической практики, когда возникла потребность изучать детскую психику в массовой школе. Л.А.Коменский ввел классно урочную систему. Ж.Ж.Ушинский соединил теории пед. И дет. Психологии. При организации В и О. 2)В 17 в- расцвет естественных наук (биология, химиии). Это отразилось и на детской психике. Физиологические основы психического процесса освещаются лучше. 3)Появляется эксперементальная психология. Эксперемент стал использоватся в психологии как метод.
История развития. 1) Комплексный подход педагогике Стенли Холла былоснован на идее педацентризма. 2) Гештальтпсихология. Утвержд. Априорная (в рожд) основа психологии, работа с помощю гештальтов. Основа пс- процесс восприятии Пред- Вертгеймер, Келер, Кофка. 3)Бихевиоризм . Предстовители: Уотнос, Торидайк утверждал , что психика- сумма накопл. Зи У. Основа пс.: практическое мышление 4) Психоанализ. Основатель: з.Фрейд основа пс. Развития личности. 5) Генетическая психология. Основатель: Ж.Ж.Руссо. считал , что развития психики- процесс адаптации и окр. Жизни при активности самого ребенка.
Билет 2.
1…Основные виды Д. Вед. Д. 
План:понятия, основ. Виды, ведущая Д., формы.
Д.-активность человека, направленная на достижения сознательной поставленойцелли, связь с удволетворением потребностей.
Виды. Выделяют 3 основных вида: 1)Труд раз-х: создание общественно- полученного продукта. Труд в котором проявляется нечто новое приобретает творческий харак-р. Творческая Д. – называют Д., дающая новый оригинальный продукт высокой общественной значимости основной вид Д. 2) Игра не дает обществ. Значи продукта. Игра- средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. 3)Учение- Д, направленная на приобретение ЗУН, необходимых для широкого образования и последующей трудовой Д-и.
Все эти основные виды Д. сущ. Не изолированно друг от друга, они обогащают друг друга. Но на каждом возрастном этапе одни виды Д. имеют большее значение, чем остальные.
Ведущий вид Д. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей Д-и- Д, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности реб. На каждом возрастном этапе. Для реб. д/в ведущей Д-игра, для школьника- учебная.

2…специфика основных методов.
В детской психологии существуют основные и вспомогательные методы. Основные можно применять самостоятельно, а вспомогательные только после основных. К основным относятся наблюдение и эксперемент.
Наблюдение- преднамеренное, систематическое, целенаправленное, объективное восприятие поведение реб.
Требования к проведению наблюдений:1) Преднамереность-заранее составлен план наблюдения. 2) систематичность- проведение системы наблюдения, что бы избежать единичных проявлений. 3)Целенаправленость-ставится кокретная цель наблюдения. 4)Объективность-наблюдения в разных условиях, без учета симпатий, антипатий.
Спецификой наблюдения в д\с явл. То, что набл. Явл. Только скрытые (через Газелово зеркало) Наблюдения бывают сплошные-длительное наблюдения за многими сторонами психики (В.С.Мухина наблюдения за сыновьями- близницами в течении дошкольного детства и выпускала книгу «близнецы». Ладыгина Котс наблюдала за шимпазе ???????? и сыном руди) выборочныенаблюдения либо 1 стороной психики длительный период, либо все стороны короткий.
Эксперемент- специально подобранный опыт, в котром интересующий процеспроявляются ярко. Спецификой является т, то что эксп-т не делится на рабораторные и естественные, а бывают только естественными и эксперемент проводится в виде игры.
Виды эксперемента одновременно выглядят как этапы проведения эксперимента:1) констатирующий-начало эксперемента. Цель: определяет начальный уровень развития психики.Игра «найди свое место» Цель: определить уровень знания геомет форм. 2)Формирующий- цель: повыситьт уровень детской психики. Игра «спрячь колобка»Цель: повысить уровень знаний геометр форм.Проводится не 1 игра, а до тех пор, пока ребенок не выполнит задания безошибочно. 3)Контрольный-фиксирует сдвиги в исследуемом процессе после формирующего эксперемента. Игра «Коробочка форм».
Билет 3.
1.Общение , понятие, структура, механизмы.
Общение- это сложный многоплановый процесс, направленный на коммуникацию, интеракцию и социальн перцепция в процессе совместной Д-ти.
В структуре общения выделяют 3 стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
1Комуникативная- передача информации вербально и не вербальным способоми. Передача проходит на бессознательном и сознательно уровне. На бессознательном уровне проходит: а) зарождение-человек рассказывает о Д-ти передает свое отношение к ней. Мне нравится этот фильм. Б) Внушение-человек представляет доводы положительные или отрицательные не без направленности на другого человека. Я слышала, что это вредно.на сознательном уровне.Убеждение- прямое вербально влияние на другого человека.
При передачи информации важны вербальные компоненты6 построение фразы, длина фразы, уровень.необходимо соблюдать экологич. Параметры общения это количество людей (не много(до 30)), расстояние (чем меньше , тем легче убеждать), время о.б. благоприятно для убеждения, место, также благоприятное.
2Интерактивная- обмен действиями (взаимодействия). Выделяют 2 вида взаимодействия: 1 вид но опрация, 2 конкуренция , а в коперациисущ. 2 подвида:1. Лидер- подчиненный.2партнерство.
При взаимодействии мешает черезмерное стремление во всем лидировать, но в общении помогает астерактивность- желание и умение понравится для сохранение контакта.
3перцептивная- восприятие друг друга при общении, неправиль повлиять на взаимопонимание могут стереотпныепараметры, нельзя строго реагировать на стереотипы внешности существуют ошибки восприятия: 1 каузальная отрибуция- припысывание мотивов она происходит через:а)индетификацию (попытку встать на чужую позицию)б) рефлексию (способ видеть себя со стороны) в) противопостановлния себя; 2 эфекты восприятия: - Эффект Ореала (видешь в человеке только хорошее, но часто насткупает разочарование); -Эффект Новизны (впечатление при 1 й встрече очень прочные. ) 3 Установки- бессознательно сложившиеся стереотипы.
2
Специфика вспогательных методов.
Все методы делятся на основные и вспомогательные.Различаются они тем, что основ. Можно применять самостоятельно, а вспомог. Только после основ.
Бесседа- вспомогательный метод психологии, получение информации на основе вербальной коммуникации. Проводится в виде игры.
Спецификой провед. Беседы с детьми до 4х лет явл. То, что она проводится на изобразит. Материале. Беседа «Дикие и домашние животные» с макетом о леса и дома и набором животных.Старшие дети могут беседовать на вербальном уровне.
Анкетный вопрос в дош. Психологии не применяются.
Социометрич. Методика- вспом. Метод психологии, направленный на выявлениястатуса и межлич. Отношений.
Специфика: 1) Поводится в виде игры «секрет» (автор- Репина Т.А.)2) при опросе детей изолир. От коллектива.3) обязательно спрашивают матив выбора (искл. ситуативный).
Тест-вспомогательный метод, кратковремен., стандартизиров. Задание.
Специфика: проходит в виде игры «кто кому звонит»(линии) определ. Уров. Развития внимания.
Анализ продуктов Д-ти вспомог. Метод, когда особен- ти Д. психики, определ. По косвенным показателям (результатом дет. Труда, подделкам, рис.)
Спецификой явл. Наличие 2х видов продуктов Д-и: а)результаты, достигнутые под руководством взрослого;б) результаты достигнутые самост-но. Последние явл. Более значительными для исследования.
Метод экспертных оценок- вспомогател. Метод, когда об особенностях психологии реб. Судят со слов эксперта (учитель врач, тренер, друг).
В Д. психолог. Не использ. Метод самонаблюдения, т.к. реб. Ещё не может контролироватьсвое повед. В полной мере:
Сущ. Методы, не использ. В общей психологии. Это наблюд. В-м.(применяется из-за того, его присутствие привычно детям и они ведут себя почти естественно).
Билет 4.
1Речь: Ф.О., виды, ср-ва.
В психологии речь поним, как сис-ма используемых чел-м звуковых сигналов,письмен. Знаков и символов для передачи информации. 
Язык- сис-ма усвоение условных символов , с помощью которых передаютсочетания звуков. Речь без усвоения сис-мы языка невозможна. Виды речи: внешняя- сис-ма звуков сигналов и письм. Символов. Внутренняя- лишенная зв. Оформлен., протекающаявнекомуникат. Функции, выступ. Как ср-во мышления.
Внешняя речь раздел. На : -Устную (общ. Посред. Процесс. вслух) ; - письменная(графич. Оформл. речь).
Устная речь делится на : - диалогич.(попеременный обмен знаков информ. 2х и больше субъектов) ;-монологич. (речь 1 чел. В течение сравнит. Длительного времени, излогающего свои мысли)
Физ. основы речи. 
Ф.о. составл. Д-ти 2 сигнальной сис-мы, раздрожителем которой является речь (слова). Эта сис-ма сигнализации состоит в восприятии слов слышимых, произносимых, видимых. Д. 2 сигнальной сис-мы обеспечивается фунцией двигательной, слухов. И зрительн. Анализаторов. Регуляция речи связана с пусковой и регулярной речью коры, которая получает импульсы от результатов мышц, связок голосового аппарата и дыхательных мышц.
Центр понимания речи распологается в левой височной доле- это центр-вернике. Двигательный центр речи распологается в нижней части левой лобной доли- это центр Брока. 

2.Возрастная отечественная переодизация.
 Отечественную теорию периодизации основал А.С.Выготский, продолжил его ученик А.Н.Леонтьев. Одновременно этой проблемой занимался Д.Б. Эльконин, эти переодизации относятся к котегории связанных с ребенком. Первая (Выготский)- моносимптомат., где критерии- смена вед. Д-и. Вторая (эльконин)-полисимнтомат., где критерии:1) переход ведущей Д. 2) Смена напр-ти Д. Возроста: 0-1-эмоциональное общение; 1-3- предметная Д. ;3-7-игровая (ролевая);7-10-учебная Д.;11-15=интимно – личностное общение.; 15-18-процесс самоопределение.
В теории Эльконина замечена смена ведущей Д., но и чередование направленности(то общение, то Д).
Момент жизни ребенка, когда он переходит из одного периода в другой, называют кризис, между ними –стабил. Период.
Кризис- период скачкообразного развития, когда проявляются сформированные качества.
Стабильный период-период медленного развития, в котором стабилизированные качества, проявляются в кризисе. Если кризис проходит спокойно- формируются положительные качества, если потребности не удволетворяются- то отрицательные. 
Существуют легкие и тяжелые кризисы, они чередуются. 0лет- тяж., переход из одной среды обитания в другую;1 год-лег., новые потребности (ходить , говорить)Совподают с требованием взрослых;3года-тяжелый кризис самостоятельности – потребность не полностью удволетворяются;7лет-лег., потребности (учится) совподают.
Черты кризиса:- наличие конфликта до тех пор, пока потребности ребенка и требования взрослого не совподут;- негативное поведение в начале и позитивное в конце; - смена вед. Д. в момент кризиса.
Признаки ведущей Д. 1)Положительное внимание ведущей Д. на другие виды Д. 2)Зарождение вед. Д. внутри предыдущего периода.
Билет 5.
1внимание.
План: Понятие, Физиологические основы;Виды;Св-ва.
Внимание-это способнасть выбирать важное для себя и сосредотачиватся на нем свое восприятие, мышление, воображение и др.
Разделяют внешние и внутренние.
Внешнее вн-вн., направлена на окружающий мир, его предметы. Внутренее Вн.- внимание, направленные на собственные мысли, чувства.
Физиологические основы. Внимание.
Ф.о. составляют ориентировано- исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздрожителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы «что такое» В КГМ сущ. Область возбуждения и торможения других участков. Наличие доминир. Очага возбуждения КГМ позволяет понять , такую степень сосреточенности чел на объекте, предмете. Если у человека сформировавшись привычка быть всегда внимательным, то Вн. Становится постоянной его особенностью –внимательностью.
Виды выды Вн. Бывают -произвольное (возникшее в следствии сознательно поставленной цели, требует определить волевого усилия. Поддерж. Вн. Зависит от: 1 осознание долга и обязанности. 2 отчетливое понимание конкретных задач.3 Привычное условие работы. 4 Возникновение косвенных интересов. 5. Создание благоприятных условий для Д.)
-непроизвольное(возникновение без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевого усилия.Возникает в следствии внешних причин:1 Сила и неожиданные раздрожители 2 Новизна , необычность. 3 Подвижность)
-послепроизвольное (возникает на основе произвольного после него «пока Д. не интересна, человеку требуются волевые усилия, что бы сосредоточется когда становится интересна необходимость волевых усилий исчезают)
Свойства Вн.
1.сосредоточенность- удержание Вн. На 1 объекте при отвлечении от всего остального. 2 Устойчивость- длительное удержание на объекте или Д. 3 Объем Вн.- кол-во объектов, котрые воспринимают достаточно ясно. Дошкольн.-1-4 объект. 4 Распределение- одновременно Вн. К 2м или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. 5. Переключение- перемещение Вн. С одной объекта на другой.

2 Зарубежные теории игры
Карл Гросс.
Выдвинул биологизаторскую теорию игры. Он представил игру как подготовку к взрослой жизни и указал на большую роль инстинктов в происхождении игры. Он предложил, что игры детей и животных схожи между собой.
2. Карл Бюллер
 Высказал теорию, которая построена на проявлении удовольствии от игровых действий. Удовольствие может проявляться в инстинктах, когда удовольствие появляется в конце действия, в навыках, когда дети получают удовольствия доставляет процесс подготовки к игре.
3. Зигмунт Фрейд.
 Написал книгу «по ту сторону удовольствия» В ней определил игру как средство, с помощью которого ребёнок избавляется травмирующих ситуаций в его жизни. Высказал утверждение, что многократное повторение травмирующей ситуации снижают её актуальность. В настоящее время на теории Фрейда создал метод игротерапия.
4. Жан Пиаже
Выдвинул «теорию двух миров», где утверждал, что между миром взрослых и миром детей происходит борьба и вследствие, теряется связь между игрой ребёнка и жизнью взрослого. Где постепенно побеждает мир взрослых.
5. Теория Мид.
 Утверждал, что игра сильно влияет на процесс, социализации ребёнка, т.е. в процессе игры ребёнок берёт на себя определённую роль и вместе с ней усваивает правила общения, нормы поведения и процесс взаимоотношений..
Билет 6.
1 эмоции человека.
 Вил. Фил – ф. Спиноза писал: «Природа людей такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадания, а кому хорошо – тому завидуют» «Если человек, воображает, что любимый им предмет находится в таком же тесной дружбе с другим человеком, то человек начинает испытывать ненависть к любимому предмету и зависть к тому человеку»
 С.Л. Рубинштейн считал, что можно выделить 3 сферы: органич. Чувствовать, связанную с органич. Потребностями; предметные чувства, связь с обладанием каким – то предметом мировозренчиские чувства, связь с маральными отношениями человека к людям, событиям.
 Эмоции – непосредственные переживания, в данный момент имеющиевыражения в мимике.
 Источником эмоции служат объекты действительности, побуждающие человека к Д.
 Эмоции и чувства А Амбиваленты (закончили школу)
 Общие черты: - стенические – стимулируют деятельность, дают силу (хорошее настроение, похвала); - астенические угнетает Д. (обида грусть)
 Эмоции бывают простые (удовлетворённые – и не удовлетворённые) и сложные (радость, страх, счастье)
 Виды эмоции: 1 настроение – слабо выраженные, эмоциональное состояние, связанное с общим физическим и психическим самочувствием в данный период времени настроение имеет причину (окружение природы, люди, события) 2 стресс – мобилизация жизненных сил, эмоциональное переживание 3 дистресс – безорганизация моральных, физических и психических сил 4 аффект – кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекает, мало контролируемое сознанием. Забирает много нервных сил 5 депрессия – результат аффективного состояния, бывают после сильного напряжения 6 страсть – это эмоции, жизненно необходимая потребность какой либо деятельности или объекте.


2 Отечественная теория игры
1 Лев Семёнович Льготский – основатель отеч. Теории игры. Определял игру как реализация детских потребностей. Определил и раскрыл стадии игры в д.в. 1 я – мл. возр. Дети играют короткое время, по одиночки. Игры организуют взрослые. Замысел из личного опыта, однообразный, не стойкий. Присудствует бытовые и произв. Сюжеты. Роль конкретного взрослого. Взаимоотношений практичести нет. Дети много раз повторяют однообразные игровые действия. 2 я – ср. возр. Игра более продолжительна время, часто в двоём, появляется большое количество взаимоотношений. Воспитатель берёт второстипенно роль. Замысел возникает по совету другого ребёнка и из – за нового атрибута. Преобладают сюжетно – бытовой. Отношение взрослых изображают в словесной форме, конфликты из –за роли. 3 я – стар. Возр. Время игры 30 мин. – до нескольких дней, организуют сами дети. Замысел устойчив, разнообразный, возникает из – за нового атрибута. Глав. Сюж. – произв – ый. Важным становиться выполнение правил, игровые действия часто заменяют словами поехали конфликт из – за правил так не бывает.
 2 Д.Б. Эльконин раскрыл теорию игры монографией «психология игры» определил место игры в обществе в филогинезе труд первичен по отношению к игре (дети отражают Д. взрослых), но в антогинезе – 1 я игра. Высказовала мнение, что игра начинает зарождаться в ранним возрасте, назвал её отоброзительной игрой и выделил предпосылки. Сюжетно- ролевые игры- ведущая Д. ребенка,потому что только в ней он может перевоплотится во взрослого. Предпосылки: 1) Поимание функции игрушки(колесики-котать) 2) Копировать действия взрослого.3) Подрожать действиям взрослого. 4)Возникновение мнимых действий. 5) Использование предм.-заместит. 6) Взятие роли. 7) ??????????? эльконин выделел структуру компоненты игры: 1)Сюжет сфера жизни, отрожаются в игре(бытовые, произвольные, исторические) 2 Содержание- цель последовательность действий. 3 Игры действия- мнимые действия с предметом заместителем. 4 Роль- права и обязанности ребенка. 5 Правила- реализуют поступки взрослых в реальном мире. 6 Взаимоотнношение в игре. При отсутствии любого компонента игра разрушается.
3 А.В.Запорожец. Выявил закономерности развития игры, выделил 5 этапов: 1 знакомые игры (0-1) обследования предметов с целью ознокомлением с функциями . «Реб. Польз.» «любимыми» действиями 2 Отобразительные игры(1-2) Дети используют Функцию простраества, действия «прямые» 3 Сюжетно-отобразител. (2-3)-имитирования функции пространства. Действия предмет- опосредованное. 4 С/р игра (3-5 лет) Цель : моделирования отношений .Действия –игровые. 5 Собств. Ролевые игры (5-7)
4. Ефим Аронович Аркин.Утверждал, что о высоком уровне развития игры можно говорить, если устойчив её сюжет, дети исп. Исторический сюжет, играет большое количество детей. За это его критиковали, т.к. и на высоком уровне развитиея ребенок может играть один и использовать бытовой сюжет. 
5. П.А. Рудик. Считал, что высокий уровень игры зависит от хар-ки конфликта и от согласовоности действий детей.
6Дибра ВладимировнаМенджерицкая. Говорила, что показателям является: сходство замистителей (на высоком уровне его нет), роль организатора (высокий уровень- люб. ребенок).
Билет 7.
1Чувства чел.
чувства-постоянные устоявшие отношения человека к окружающей действительности. Могут не иметь внешнего выражения.
Могут вырожатся в эмоциях Чувство горя- в печали, чувство любви –в радости.
Воснове физиологических механизмов чув-в лежат стойкие системы связи, в образовании которых решающую роль играет вторая сигнальная система.
Чувства – делятся :
1)низшие – удовлетворение естественных потребностей чувство голода еда
2 )Высшие.
 1 Нравственные – выражается в отношении человека к:
Труду (трудолюбие/ лень)
Другим людям (эмоции, чуткость, грубость)
Себе (гордость)
2 Эстетические – выражается восхищение или отвращение.
3 Интилектуальные – чувства, которые испытывает человек в процессе интеллектуальной Д-и.
А)удивление; б)сомнение- усматривает несоответствие между старыми знаниями и новыми. В) удовлетворение- чувство радости от решение от мыслительной задачи.
Общие черты с эмоции: 1 Амбивалентность (закончили школу); 2 бывают стенические (похвола); 3 асепенические (обида, грусть).

2 псих. Особенности конструированной Д.-и. 
Зарждение конструктивной Д. в раннем возрасте.
Конструктивная Д. сначало происходит без постановки цели случайное нагромождения, а получился дом., затем ребенок ставит цель доконструирования. 
Конструктивная Д. тесно связана с игрой: - сразу после постройки ребенок обыгрывает её. Необходимо давать такую возможность; - во время игры ребенок конструировает недостоющие предметы. Кровать для куклы.
Своеобразие конструктивной Д-и. 
Констр. Можно только с порных деталей.. 1. Необходимо выбрать опорные элементы, которые будут хорошо держать конструкцию. 2 Заранее обдумать способ построения. В доме предосматреть окна. 3 надо учитывать констр. Свойства деталей: все границы устойчивы, 
 Только на.
Влияние на псрр конструирования по образцу.
Мл. оброзцом может служить показ В. (, память , мышление), . готовый образец (, мышления память). Старш. Констр. По Объемному образцу ( ,мышление, память , воображения), плоскостной образец. 
Влияние на псрр конструирования по условию.
Условия может ставить и взрослый и гра вне занятия. Процессы: Память (личный опыт), мышление, воображение, воля (выполнение требований).
Влияние на псрр конструирования по замыслу.
Цель: Использование личного опыта для создание нового предмета. Чаще всего используют бросовый материал коробки, баночки, природный материал. Процесы: память , воображение, воля, мышления, творческие способности.
Конструктивная Д-ть должна проходить в ЗБР (Выготский).
Билет 8.
1 Ощущения понятия, ф.о. , виды. 
План: 1.ощущения (понятия) как простейший познавательный процесс.. 2 Физиологические основы осуществление строение анализатора. 3 Классификация ощущения. Деление на группы (видды).
1)Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздрожительного состояние организма при непосредственном воздействии раздрожителей на соответствующие рецепторы.
Информация поступает в мозг по специальным каналам, связывающех его с внешним миром. И.П.Павлов назвал их анализаторами.
2)Аализатор-сложный нервный аппарат, который производит тонкий анализ окружающего мира, действительности.
Любой анализатор состоит из 3 отделов: 1.Периферический или рецептор (орган чувств)-приимает сигналы. 2. Проводниковый- проводит нервный импульс В wyc? Это чувствительные нервы.3.Центральный- формирует ощущение, представлен сенсорными зонами коры больших полушариев.
Центральный отдел зрительного анализатора распологается в затылычных долях коры большого полушария, слухового в височных.
Предмет вызывает раздрожения, которое способствует возбуждению, которое по чувствительным нервам передается в мозг и на основе нервного процесса возникает ощущение.
3)Ощущения делятся на внешние и внутренние. Внешние возникают из окружающего мира шумы, тактильные ощущения, а внутренние – из собственного организма голод, удушье.
Так же ощущения делятся на 3 гр.:1. Получаемые из внешего мира (зрительный , слуховые, кожные , обонятельные и вкусовые) 2. Полученные из организма (органические, двигательные, ощущения равновесия). 3. Особая группа (болевые и осязательные).
Слуховые-шумы , музыкальные ощущения, речевые ощущения. Характерезуют высотой, тембором, звонкость. Раздрожители- звуковые волны.
Зрительные- познание цвета, форы , размера, объема, удаленности. Раздрожители: Световые лучи.
Кожные- прикосновение и давление. Выделяют тактильную, температур., болевую.
Обоятельные- раздрожителями является частицы похучех веществ.
Вкусовые-раздрожители: вещества, растворенные в слюне или воде.
Органические- голод, жажда, сытость.
Двигательные- чувствительность к колебанием воздуха.
Осязательные- сочетание кожных и двигательных ощущений. (ощупывание).

2.Пс. особенности изоД. 
План:теория Игнаева об особенностях развития изоД. В раннем возрасте.; Доизобразительный и изобразительные периоды; Особенности изоД. В мл и ср возр.; Особености изоД. В ст. возрате. 
Вотечественной психологии известна теория Игнатьева. Вней изобразительная Д. делится на 2 периода: доизобразительный и изобразительный.
Различаются они целью. Доизобразительный период имеет 2 садии6 1 стадия штрихов, цель- оставление следа; 2. Стадия каракуле, цель- узнавание кокого-либо предмета в изображении. В изобразительном периоде целью является восстановления графического образа на бумаге. Изображение образа птицы, которое случайно получается в стадии коракулей.
Особенности изоД. В мл. и ср. возрвсте. 1.) Происходит формирорвание графической формы из 3х источников: а) графический образец- сочетание линий, которые в опыте каждого отдельного ребенка обознач. Тот или иной предмет; б) зрительные впечатления: рассматривание предмета по схеме: синтез- анализ- синтез. В) двигательные впечатления. 2) Возниковение графических шаблонов,- это прочные исторически сложившиеся образования, переходящие из поколения в поколения, без изменений. Это отрицательно влияет на изобразительные способности детей. Т.к. реб. Изображает предмет только как ему показал взрослый, не используя воображения. Чтобы избавить от графических шаблонов, необходимо предлагать рисовать окружающую действаительность.
Особенности изобр. Д. в ст. возрасте: 1 рисование с натуры реб. Достигает должного уровня развития восприятия. 2 Дети вырожают отношение через цвет и тщательность прорисовки . Любимых героев рисуют любимым цветом, тщательно закрашивая. Нелюбимых героев изображают схематично, неаккуратно закрашивают. 3 Схематизм рисунка можно определить по нескольким признакам: а) предметы размещены в один ряд. Б) предметы не загораживают друг друга. В) ренгеновские рисунки- ребенок рисует не то что видит, а что знает. Г) не соблюдение перспективы и пропорциональность. Д)Все позы статичные. Е) Индивидуальные различия (место жительства, национальност, пол, уровень знаний, мечты).
Билет 9
1 восприятия, понятия, виды , способности.
 Воспр. – отражение в коре головного Мозга представлений и явлений , совокупности их частью, действующих на мозг в данный Момент непосредственно но через анализ – ры.
  Виды воспр.
Модальность.
1 Зрительное Воспр. 2 Слуховое воспр. 3 Тактильное воспр. 4 Обонятел. воспр. 5 Вкусовое воспр.
Предмет воспр.
Воспр. Простр – ва. 2) Воспр. Времени. 3) Воспр. Движения, 4) Воспр. Формы. 5) Воспр. Разно удал. пред метов. 6) Воспр. Глубины. 7) Воспр. Направления. 8) Воспр. Человека человеком.
  Особенности восприятия.
В процессе восприятия очень важно узнавание, без него практически нет восприятия. Узнавания бывают 2х видов:
Неспцифические (чел. Узнаёт только род предмета, с котор. Относится восприним. объект)кофточка
Специфич. (чел. Определ. Конкрет. Пред - т) кофточка Маши.
Воспр. Зависит от особ – тей восприним. Личн – ти т.е. от её особенностей, взглядов, убеждений. 
Особенности личости влияют а изобразительность воспр. То , что находится в центре Вн. Называют объектом В., а все, что окружают- фоном.
Восприятия не всегда дает нам точную информацию. Искажения восприятия называют иллюзиями.
Бывают:а)физическим (из внешнего мира): зрительный, слуховой, осязательный. Б) физиологическ иллюзия (из собственного организма). В) психологич. Иллюзия (восприятие временем, пространства, глубины).

2развитие воли детей д.в.
Генезис волевого действия. Генезис-развития уровня воли от возр. К возр. Эксперемент «машинка» мл: теряет цель увидев машинку. Ср.: помнит цель но не может отказатся. Ст.: помнит цель потом возвращается к машинке.
В большинстве случаев дети руководств. Импульс действий. 
Ребеноку невозможно иметь волевое поведение, а выполнен волев действии. Необходимо для этого реб. Надо помочь.
Направление развития воли а))))необходимо формировать целеустремленность. Пути формирование целеустремленности:
1 Так строить Д. реб., чтобы она закончилась успехом (успешная Д. стимулирует цель. Неуспех – по разному влияет на дошкольника: мл :ребенок себя переоценивает и присваивает первенство. При аналезе давать только положительную оценку. Ср: Ребенок тяжело переживает неудачи, вплоть до ухода от Д. Нельзя давать отрицательную оценку. Ст: При анализе учитываются и положительные и отрицательные стороны, но обязательно с перспективной исправлениями «у тебя получится если» 
2 Использование «волевого действия нового типа»- выполнение нежелаемого действия ради желаемой перспективе, отсрочка во времени «я бы поиграла с вами в новую игру, но надо много места, а везде игрушки».
Нельзя путать с поткупом.
Б))))Укреплять мотивы ребенка
Мл:нужен сильный предстовитель мотива, т.е. взрослый. Ср:мотивы укрепляются м.б. ребенок.дети мл в приходчт к стар с просьбой о помощи. Ст в : представитель ослабевает –предмет (напоминание)
В)))))Роль речи
Мл.: необходима подсказка взрослого Порядок одевания. Ср: реб. Помогает эгоцентрич.речью (направленная на себя, её нельзя прерывать). Ст: эгоцентрическая переходит во внутреннюю.
Игры упражнения.
  Игры по сигналу «хитрая лиса», «Найди и промолчи» , прогнозирование , срисовывание.
Билет 10.
1 память: ф.о, виды, типы.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек раньше воспринимал, переживал. При запоминании человек устанавливает связи между новой информацией. Такая связь называется ассоциацией. 
Виды ассоциаций: 1 по смежности (близка по времени и пространству) 2 по сходству ( похожие предметы) 3 по контрасту (противоположные предметы)
 Виды памяти. 
 1 группа что запоминает человек: а) двигательная – умения, навыки б) эмоциональная – чувства, эмоции, переживания в) словесные логичные – мысли, понимания, размышления. Г) образные (слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тантильная) 
 2 группах как запоминает человек. А) произвольная – наличие цели запоминания б) не произвольная – человек запоминает то, что ему нравиться, связано с его личностью.
 3 группа как долго сохран. Запоминание. А) кратковременная и долговременная. Б) опиративная – запоминание на время, необходимо для выполнения операции.
 Физиологические основы памяти.
В основе памяти лежит свойство нервный ткани изменения под воздействии раздрожителей, сохранение в себе следы нервного возбуждения. Под следами понимается апредел. Электрохимического и биохимического изменения в нейронах. И эти следы при определённых условиях могут оживлятся.
 (нейронная теория) И.П. Павлов говорит: нейронные образуют цели, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием их происходит изменение сигналах. 
(молекулярная теория) под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записываются» воспринимаемые объекты – информация.

2 развитие внимания у детей.
 Вготский Л.С. в «культурно - историческая» теории писал, что развитие внимания начинается вне ребёнка (за него устанавливают внимание взрослый). Внимание вызывает двойным рядом стимулов: 1 яркие предметы 2 речь взрослого.
 Леонтьев А.Н. говорил, что сначало активно идёт развитие натурального (не произвольного) внимания, затем оно теряет свой темп; а культурный вид внимания сначало развивается медленно, а в старшем д.в темп развитие резко возрастает.
 Гальперин П.Я. «к проблемам внимания» . он рассматривал внимание как не самостоятельную Д., а сопровождению другую и улучшающая её продукт.
Преобладают виды внимания 
Непроизвольное внимания – оранизованно без постановки цели и без применения волевых усилий.
 Произвольное внимания – внимания с постановкой цели и пременением волевых усилий. У ребёнка д.в плохо развита воля, поэтому преобладает непроизвольное внимание. Для того, что бы вызвать: 1 вводим сюрпризный момент пришёл почтальон, принёс посылку. 2 игровой момент после наблюдения кролика – игра «зайка серенький сидит» 3 яркость наглядности.4 эмоциональность В. 5 динамичность (достигается тщательной подготовкой В.) 6 смена Д – ти.
 Особенности развития свойств внимания.
1 Сосредоточенность. Сила проявляется у ребёнка лишь в ведущей Д – и – игровой. Игры на развитие: 1) «найди отличие» мл – 3 отличия, ср – 5 отличий, ст – 7-10 отл. 2) кто звонит? 
2 Устойчивость время удержание внимания. Мл. – 4 я минут, ср – 7 я мин., ст, подг – 16 я мин. Именно в это время рекомендуется проводить физкультурн. Паузу.
3 Объём игры: что изменилось. Производить не более 2 х перестановок. 4 Переключение. Наблюдать замедленность процесса переключать необходимо предварительно предупреждая о смене Д. 5 Распределения. Дошк – к не может одновременно выполнять два действия. Это надо учитывать при выполнение задания.








Просмотров: 2214 | Добавил: Наталья | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Мини-чат

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz